Усложнение программ, судейство в танцах и квады Туктамышевой: чего ждать от чемпионата России по фигурному катанию
Сколько четверных прыжков исполнит Елизавета Туктамышева? Сместит ли кто-нибудь с трона заработавшего себе ауру величия на Олимпийских играх Марка Кондратюка? Оформят ли подопечные Этери Тутберидзе золотой дубль? Станут ли Елизавета Худайбердиева и Егор Базин российскими Габриэлой Пападакис и Гийомом Сизероном? Реабилитируются ли в глазах общественности судьи на соревнованиях танцоров? Главные интриги чемпионата России по фигурному катанию — в материале RT.
- Егор Базин и Елизавета Худайбердиева
- РИА Новости
- © Владимир Астапкович
Чемпионат России по фигурному катанию, который в четверг стартует в Красноярске, уникален уже тем, что подобного не было на протяжении многих десятилетий. Спроси любого фигуриста, что такое национальное первенство, и услышишь в ответ, что это едва ли не самый коварный и совершенно точно самый нервный турнир.
Российские чемпионаты 2014 и 2018 годов чуть было не оборвали карьеру Лизы Туктамышевой — спортсменки, уникальность которой признаёт весь мир фигурного катания. На тех предолимпийских отборах Лиза не сумела подняться на пьедестал (в первом случае заняла десятое место, во втором — седьмое), и на Игры оба раза команда отправлялась без неё.
В декабре 2021-го Туктамышева снова «провалила» отбор, получив рекордную сумму баллов в карьере на ЧР, но к тому времени она, можно сказать, смирилась со своим фатальным олимпийским невезением. Концом жизни для неё это точно не стало. По крайней мере, в это хотелось верить, глядя на то, с каким рвением Лиза продолжила покорять новые для себя горизонты в виде четверных.
Подобных драматических историй случалось немало, но никогда ещё фигуристы не приезжали на российский чемпионат с теми чувствами, что преобладают сейчас. Он не будет отборочным и, получается, полностью теряет привычный смысл.
Будут ли соревнования от этого менее интересными? Ничуть. Просто сместился вектор: национальное первенство превратилось в коммерческий старт с немыслимыми призовыми — 2,5 млн рублей за победу не вручали в России никогда. Если раньше (по аналогии с известной фразой) люди бились за металл, сейчас они будут биться за деньги. И неизвестно ещё, какой из стимулов сильнее.
Интриг в предстоящем чемпионате более чем достаточно. Все они знакомы и не раз были озвучены, как и возможные расстановки на пьедесталах. Но есть и скрытые: станет ли Туктамышева исполнять квады? Начинать, безусловно, надо. Во-первых, для дебюта лучшего антуража не найти. Во-вторых, при столь сильных соперницах, как Аделия Петросян, три Софьи — Акатьева, Самоделкина и Муравьёва, а также Александра Трусова и Камила Валиева, без комплекта ультра-си можно легко остаться шестой.
Пойдут ли на усложнение программ спортивные пары? Недавний турнир по прыжкам, который в начале декабря проходил в Санкт-Петербурге, показал, что четверные имеются в арсенале даже у ветеранов цеха Евгении Тарасовой и Владимира Морозова (они продемонстрировали на шоу-турнире по прыжкам в Петербурге четверной подкрут). Хотя не факт, что вице-чемпионы Игр в Пекине сумеют опередить дуэты Тамары Москвиной: Александру Бойкову — Дмитрия Козловского и Анастасию Мишину — Александра Галлямова.
Как легко бывает проиграть, мы в этом сезоне видели на первом из этапов Гран-при России, где Тарасова — Морозов уступили совсем юной паре Наталья Хабибуллина — Илья Княжук.
Оформит ли золотой дубль Этери Тутберидзе? Помимо упомянутой выше пары, тренерский штаб «Хрустального» выставил на чемпионат всего трёх спортсменок — Валиеву, Акатьеву и Петросян, а значит, есть шанс оккупировать подиум в соревнованиях девушек. Другой вопрос, способны ли они на это.
Реабилитируются ли в глазах общественности арбитры? Серию внутреннего Гран-при в танцах служители ледовой Фемиды отсудили так, что впору было задуматься, так ли случайно ни один из них не сумел подтвердить свою квалификацию в Международном союзе конькобежцев (ISU). На этот счёт высказался даже известный танцевальный тренер Алексей Горшков.
«Раньше все фигуристы, включая юниоров, выезжали в начале сезона на те или иные соревнования, и полученные там оценки были как бы ориентиром для судей на всех последующих стартах. Сейчас все оказались в замкнутом пространстве. После того как отошла от дел Алла Шеховцова, исчез какой бы то ни было контроль. Ни один из шести турниров российского Гран-при не отсудили в танцах так, чтобы это не вызывало вопросов», — отметил специалист.
И это очень мягкая формулировка, характеризующая работу танцевальных судей и технических специалистов. По их мнению, роль Габриэлы Пападакис и Гийома Сизерона российского разлива однозначно отведена Лизе Худайбердиевой и Егору Базину. Возможно, турнир в Красноярске это опровергнет, несмотря на то что состязания порядком обескровлены отсутствием дуэтов Диана Дэвис — Глеб Смолкин, оставшихся в Америке, и Аннабель Морозов — Дэвид Нарижный, которые расстались, не протянув вместе и года.
Отдельная категория — парни. Конкуренция в мужском одиночном катании в этом сезоне выросла так, что предсказать сильнейшего не возьмутся, полагаю, даже специалисты. Марк Кондратюк всё ещё остаётся главным раздражителем как человек, заработавший себе ауру величия на Олимпиаде.
Подготовка к чемпионату страны у подопечного Светланы Соколовской была фактически сорвана: из-за травмы спины ему пришлось заниматься не столько тренировками, сколько лечением. Но даже без действующего чемпиона страны претендентов на победу в Красноярске набирается полдюжины: Дмитрий Алиев, Евгений Семененко, Глеб Лутфуллин, Пётр Гуменик, Андрей Мозалёв и Александр Самарин.
К тому же мужской турнир — единственный, где можно будет увидеть все четверные прыжки, кроме акселя. И на это определённо стоит посмотреть.