Фигурное катание

Взрывоопасная среда: Угожаев одержал первую победу в карьере, но не затмил вжившегося в образ Онегина Гуменника

Николай Угожаев одержал первую крупную победу в карьере, выиграв соревнования одиночников на этапе Гран-при России в Красноярске. 18-летний фигурист набрал в сумме более 292 баллов и опередил прекрасно вжившегося в образ Онегина Петра Гуменника и чисто откатавшегося Даниила Самсонова. Тем временем, Анна Фролова во второй раз за две недели не оставила шансов конкуренткам, Елизавета Худайбердиева и Егор Базин первенствовали в танцах с куда более солидным запасом, нежели накануне, а Анастасия Мишина и Александр Галлямов без особого труда продлили свою серию триумфов.

Взрывоопасная среда: Угожаев одержал первую победу в карьере, но не затмил вжившегося в образ Онегина Гуменника

  • Николай Угожаев
  • РИА Новости
  • © Александр Вильф

Когда четыре финала проходят друг за другом в один день, по горячим следам не всегда удаётся вспомнить: что же было наиболее ярким, оставило самое сильное впечатление? Красноярский этап российской серии Гран-при по фигурному катанию прошёл по иному сценарию: танцы, женское одиночное катание и турнир спортивных пар как бы обрамляли главное — состязания парней в сильнейшей разминке.

Один другого лучше — это как раз о мужской шестёрке. До начала произвольной программы было немыслимо даже представить, что Макар Игнатов зайдёт на четыре квада и справится с ними, что Даниил Самсонов и Андрей Мозалёв почти дотянут оценкой за технику до сотни баллов, а Петру Гуменнику при выдающемся прокате срежут с результата при пересмотре прыжков порядка 17 баллов за недокруты, он останется в произвольной программе третьим, а по сумме двух программ проиграет дебютанту сезона Николаю Угожаеву почти 10.

Перебить столь мощный эмоциональный шторм, которому подверглись в этом финале трибуны, не смогли ни танцы с уверенной победой Елизаветы Худайбердиевой — Егором Базиным, ни одиночницы, где все силы Софьи Муравьёвой ушли на то, чтобы бороться с последствиями простуды, нежели с Анной Фроловой, записавшей на свой счёт уже второй триумф на этапах Гран-при.

В парном катании интриги не предполагалось изначально: чемпионы мира-2021 Анастасия Мишина — Александр Галлямов приехали на турнир единственными фаворитами, Анастасия Мухортова — Дмитрий Евгеньев — столь же уверенной второй парой: по итогам короткой программы их отделили от лидеров почти пять баллов и на десять отстали ближайшие преследователи — прекрасно обученные, но не слишком опытные Алиса Блинникова — Алексей Карпов. В произвольном прокате Настя с Дмитрием сорвали поддержку, но даже отсутствие одного элемента никак не повлияло на их позицию на пьедестале.

У мужчин же хватило как драм, так и непредсказуемости.

Угожаев провалил свой первый этап Гран-при в Магнитогорске, и это дало повод задуматься: а так ли уж хорош этот парень, чуть ранее сотворивший сенсацию на Мемориале Панина-Коломенкина в Питере? Одиночников, способных великолепно справляться с четверными прыжками и неспособных — с собственными нервами история мужского фигурного катания насчитывает куда больше, чем великих чемпионов.

Старт в Красноярске стал для Николая очень серьёзным экзаменом в этом плане: кататься последним в сильнейшей разминке, когда мышцы уже начинают остывать, кататься после нескольких подряд великолепных выступлений соперников, включая Петра Гуменника с его невероятно органичной вариацией «Евгения Онегина» — реально тяжелейшее испытание.

Не сказать, что подопечный Дмитрия Хромина справился с этим играючи, но он именно справился, контролируя каждое приземление. Уступив Гуменнику чуть более пяти баллов во второй оценке, Угожаев обошёл его в технической аж на 11,41.

«Очень доволен, показал почти свой максимум, всё сделал на уровне. Главный итог: не только на тренировках могу катать хорошо, но и на стартах», — прокомментировал свой прокат чемпион, заметив, что не до конца ещё осознал масштаб достижения.

  • Пётр Гуменник
  • РИА Новости
  • © Илья Наймушин

Что до Петра, то образ Онегина сел на него едва ли не лучше, чем прошлогодний Дориан Грей. Циничный красавец, окутанный флёром лёгкой усталости от светской жизни, неотразимый в женских глазах и отлично это осознающий. Странно прозвучит, но даже многочисленные недокруты, не всегда заметные с трибун, но очевидные для арбитров, очень органично легли в тот же самый образ молодого повесы. Типа — всё умею, но стоит ли напрягаться сверх меры, когда я так хорош?

В начале сезона приходилось слышать, что совпадение постановок Гуменника и Алиева наверняка пойдёт в минус обоим фигуристам. Но турнир в Красноярске показал: опасения были напрасны. Герой Дмитрия вышел совсем другим: многое пережившим, успевшим познать, как стремительно утекает жизнь и как мало остаётся времени, чтобы успеть что-то в этой жизни исправить.

Чем-то этот прокат был сильно похож на карьеру самого фигуриста. В число фаворитов сезона Алиев пока не входит в связи с тем, что непрерывно, не прекращая тренировок, пытается залечить довольно серьёзную травму колена, и недостаток формы оборачивается ошибками.

Любого другого подобное количество ошибок могло бы сделать в литературном образе карикатурным, но не Дмитрия. Несмотря на бабочку вместо четверного тулупа и порядком смазанную концовку, фигурист ни на секунду не выпал из своего понимания онегинского бытия.

Образы в одиночном катании — это всегда палка о двух концах. На этот счёт ещё три — четыре десятилетия назад существовал целый ряд неписанных правил: не кататься в белом трико, потому что падение способно оставить на костюме грязный след, не выбирать классические постановки, если не уверен в том, что справишься с прыжками.

Одна из наиболее ярких иллюстраций случилась на Играх в Лиллехаммере: уже ставшая чемпионкой Оксана Баюл вышла катать в показательных «Умирающего лебедя» Сен-Санса, приземлилась с первого же тройного прыжка на пятую точку, и лебедь «умер» задолго до конца программы.

После того, как канадец Элвис Стойко в Бирмингеме стал в 1995-м второй раз чемпионом мира с программой «Христофор Колумб», в мужском одиночном катании начался бум всевозможных образов. Но, на беду, он совпал с периодом начала освоения парнями четверных прыжков. Иначе говоря — падений хватало у всех. Поэтому на льду большинство мужских выступлений превратилось в паноптикум. В точности по известному выражению Игоря Моисеева, заметившего много лет назад, что в искусстве от образа до образины порой бывает всего один шаг.

Четверные прыжки в мужских программах давно уже стабилизировались, но серьёзная драматургия постановки всегда накладывает на спортсмена дополнительную ответственность. Зато, когда человек с этим грузом справляется, как это сделал в Красноярске тот же Гуменник, впечатление от проката остаётся намного более сильным.

Но главной палочкой-выручалочкой по-прежнему остаётся чистый прокат. Наиболее ярким примером в том же самом финале стал Даниил Самсонов. При трёх не самых сложных четверных (тулупе и сальхове) фигурист едва ли не впервые в официальных соревнованиях избежал ошибок и выиграл произвольную у Гуменника. Качество проката сильно примирило атлета с образом Зорро, хотя абсолютно очевидно: любая серьёзная ошибка не оставит от этого образа камня на камне.

Но теперь даже страшно подумать: зрелище какого накала ждёт всех нас на чемпионате России в Омске? Столь взрывоопасной среды на мужском льду не было на моей памяти никогда.

Источник

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»