«Циклоны будут более разрушительными»: российский климатолог — о шторме на юге России
В ночь на 27 ноября на Крым обрушился самый мощный шторм за всю историю наблюдений. По словам властей, подобной бури полуостров ещё не видел. Ураган также затронул Краснодарский край и Ростовскую область. В беседе с RT исполняющий обязанности директора Института физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН, заведующий лабораторией климатологии Института географии РАН Владимир Семёнов отметил, что причиной возникновения циклона, принёсшего бурю, могут быть температурные контрасты, связанные с сезонными изменениями в осенне-зимний период. По словам специалиста, следует заранее закладывать риски подобных природных аномалий в работу строительной отрасли, энергетики и других сфер экономики.
- Поваленное в результате урагана дерево в Симферополе
- РИА Новости
- © Дмитрий Макеев
— В ночь с 26 на 27 ноября на Крым обрушился самый мощный шторм за всю историю наблюдений. Откуда и почему пришла эта буря, какова климатическая «механика» этого явления?
— Здесь уместно сначала поговорить о метеорологической «механике», потому что климат — это средняя погода за несколько десятилетий. В данном случае мы имели дело с интенсивным циклоном, который прошёл со стороны юго-запада над Чёрным морем и привёл к таким катаклизмам.
Сейчас переходный период от осени к зиме, вода в океане пока не остыла, а воздух над континентальной зоной уже активно охлаждается. Это приводит к сильным температурным контрастам и к неустойчивости атмосферы. В результате в это время года часто генерируются циклоны. Это если говорить о событиях минувшей ночи с метеорологической точки зрения.
- РИА Новости
- © Макс Ветров
А если говорить уже с более глобальных, климатических позиций, то известно, что с 1970-х годов Чёрное море потеплело примерно на 2 градуса. Соответственно, с его поверхности испарение идёт более интенсивно. И когда над морем проходит циклон, он «зачерпывает» больше воды в виде водяного пара, который движется и крутится вместе с этим циклоном в вихре. Это придаёт циклону экстремальности, поскольку водяной пар обладает большой энергией.
— Раз причина — нарастающие климатические изменения, значит, подобные бури будут повторяться?
— Прошедший циклон, конечно, ещё предстоит исследовать, чтобы определить роль глобального потепления в данном случае, для этого учёным будет нужно использовать климатические модели. Однако даже без этого понятно, что при потеплении климата испарений с поверхности океана будет больше и циклоны такого типа будут более разрушительными. В последние годы на планете увеличивается температура воздуха, растёт температура морей и океанов и, в том числе, и Чёрного и Средиземного морей — основных источников влаги в Черноморском регионе. Так что тенденция к более интенсивным циклонам укладывается в концепцию глобального потепления.
Приведу такой пример. Когда мы исследовали причины экстремальных осадков, которые привели к сильнейшему наводнению в Крымском районе Краснодарского края в 2012 году, выяснилось, что эти экстремальные погодные проявления действительно были вызваны глобальным потеплением. Мы смоделировали циклон, который прошёл тогда над Крымском, в температурных условиях 2012 года и 1980-х годов, и стало очевидно, что в прошлом точно такой же циклон не вызвал бы таких разрушительных последствий.
- Вид на город Крымск, пострадавший от наводнения
- РИА Новости
- © Пресс-служба МЧС России
— Оказывают ли какое-то тормозящее влияние на потепление те меры, которые принимаются сегодня в мире, или без них процесс шёл бы ещё быстрей?
— Те меры, которые принимаются, сейчас окажут воздействие лишь в перспективе 20–30 лет. И это при условии, если все страны будут проводить активную политику по снижению выбросов. Но, откровенно говоря, пока заметной тенденции к этому в мире не наблюдается, а ведь именно это является главной мерой борьбы с глобальным потеплением. Да, в 2015 году страны подписали Парижское соглашение, взяли на себя обязательство снизить выбросы парниковых газов, чтобы прийти к углеродной нейтральности, но пока что мы не видим значительного эффекта, и я не уверен, что эта цель вообще будет достигнута.
— Не пора ли экстренным службам, строителям и коммунальным службам закладывать заранее в своей работе такие аномалии?
— Пора. И мы давно говорим, что помимо усилий по снижению антропогенного воздействия на климат, нужно уже сейчас принимать меры по адаптации и предотвращению рисков. То есть, необходимо уже сейчас учитывать вероятность погодных аномалий при планировании в разных сферах. Но это, конечно, требует финансовых вложений, поэтому нужны решения на государственном уровне.
Нужно просто учитывать фактор изменения климата в планах долгосрочного развития, в нормативах для строительства и т. д. Нужно осознать, что такие события будут повторяться всё чаще. Повторюсь, между нынешней бурей и наводнением в Крымске — только 11 лет, при этом ранее такие события происходили раз в много десятилетий. Для таких чувствительных к климатическим изменениям регионов нужно особенно внимательно оценивать будущие риски, чтобы они были правильно подготовлены к повторению таких проявлений стихии.